Робот

Робот


Арсенал. Боевые роботы - Петр Тюленев - МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ

Общеизвестно, что лень — двигатель прогресса. Но если отвлечься от этого расхожего мнения, становится очевидным, что не менее серьезным стимулом для научных открытий и технологических нововведений является война. Взять хотя бы новейшую историю. Первая мировая дала мощный толчок авиации и автомобилестроению. После Второй мировой началось бурное развитие компьютеров, атомных и ракетно-космических программ. Аналогичная ситуация в области искусственного интеллекта и робототехники складывается сегодня. Уже сейчас на службе вооруженных сил развитых стран находятся роботы самых разных видов — от манекенов для обучения навыкам первой помощи до беспилотных самолетов-разведчиков, от автоматических метеостанций до “умных” ракет. В настоящем обзоре мы рассмотрим только те из них, к которым в той или иной степени применимо понятие “боевые роботы”: машины, чьей основной функцией является выполнение военных задач — от разведки до непосредственного участия в боевых действиях. По своим функциям военных роботов можно разделить на три большие группы. К первой отнесем тех, которые выполняют задания, по тем или иным причинам невозможные для человека, например, роботов-разведчиков. Ко второй — тех, чьи функции человек теоретически выполнять может, но это связано со значительным риском: в их число войдут роботы по разминированию или охране территорий. Третья группа — роботы, действующие совместно с человеком; именно такие знакомы нам по многочисленным играм и сериалам. В принципе, любая современная боевая техника, до предела напичканная электроникой, может быть отнесена к этой группе. В качестве примера можно привести самолеты, автоматически наводящие ракеты в ту точку, куда смотрит пилот. Самая известная, пожалуй, разновидность военных роботов — беспилотные самолеты-разведчики (БСР). Во время относительно недавней вооруженной операции в Ираке СМИ пестрели сообщениями о сбитых беспилотных разведчиках. Ходил даже анекдот про то, как рядом с американским беспилотным самолетом обнаружили иракского бессамолетного пилота. Впрочем, гораздо менее известен тот факт, что беспилотные разведчики использовались еще во время войны во Вьетнаме (советские зенитные комплексы сделали живую разведку слишком опасным делом); первый отечественный БСР, Ла-17Р , был создан еще в 1959 году, а сами программы по созданию беспилотных летательных аппаратов уходят корнями в тридцатые годы прошлого столетия. Возникает резонный вопрос: зачем понадобилось создавать беспилотные самолеты? Первый ответ, который приходит в голову, — робота не жалко, если собьют. Поэтому БСР может спокойно забираться вглубь территории противника на сотни и даже тысячи километров. Даже если оставить в стороне технические нюансы (например, при определенных условиях электроника справляется с разведкой местности лучше, чем пилот), очевидно, что беспилотникам не требуются ни системы жизнеобеспечения, ни интерфейс взаимодействия пилота с аппаратурой. Все это уменьшает и себестоимость, и размеры самолета, а, следовательно, и вероятность быть обнаруженным и сбитым. Наконец, полностью исключается человеческий фактор: разведчик будет четко следовать заложенной в него программе или инструкциям наземного оператора, а также не вздумает дезертировать в силу политических убеждений. Сегодня беспилотными разведчиками располагают все основные армии мира: страны бывшего СССР и НАТО, Китай, Индия, Израиль, Египет, Иран, разработки ведутся в Японии... Из американских фирм стоит отметить Teledyne Ryan Aeronautics , в СССР большинство беспилотников создавались ОКБ имени Туполева . Самолет обычно состоит из трех отсеков: в переднем располагается сама аппаратура (в некоторых моделях этот отсек может отстреливаться), в среднем — баки с топливом, хвостовой занимают двигатели.Арсенал. Боевые роботы - Петр Тюленев - МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ По назначению БСР можно разделить на тактические и стратегические: первые предназначены для использования в ходе боевых действий и залетают на сотни километров от фронта, вторые могут и в мирное время забираться на тысячи километров вглубь территории потенциального противника. Альтернативным военным применением беспилотников является патрулирование ими границ, что и делается в США с конца прошлого года — это получается гораздо дешевле использования вертолетов. Запуск различных моделей БСР может производиться со специальных катапульт, тягачей или с классических самолетов. Массовое применение беспилотных разведчиков началось в последнем десятилетии XX века. Впервые оценить их возможности американские военные смогли во время вооруженных конфликтов в Ираке и Югославии, однако для полноценного применения БСР тогда не хватило мощностей по обработке информации. Сегодня программное обеспечение позволяет беспилотникам самостоятельно выделять потенциальные цели, в том числе в неблагоприятных условиях, а также следить за перемещением объектов. Во время антитеррористической операции в Афганистане, по информации “Таймс”, у командования вооруженных сил НАТО появилась возможность принять участие в своеобразном реалити-шоу: БСР Predator, оснащенный двумя управляемыми противотанковыми ракетами Hellfire, в режиме реального времени передавал увиденное им в Пентагон, где военные могли в любой момент отдать команду о запуске ракет при обнаружении, скажем, Усамы Бин Ладена или рыночного торговца некачественными помидорами. Впрочем, и здесь вмешался человеческий фактор: Predator засек одного из подручных “террориста номер один”, но пока военные решали, кто из них должен принять решение о выстреле, потенциальная жертва успела скрыться. Сам самолет, в конце концов, то ли был сбит, то ли потерпел крушение, но результатами военные остались довольны и активно применяли Predator ’ы в ходе операции в Ираке. Беспилотные самолеты заняли важное место в военной доктрине США еще в середине 90-х годов. Именно тогда началась работа над двумя проектами стратегических БСР: Tier II plus и Tier III minus — разведчиками, способными предоставлять “разведывательную информацию о любой точке вражеской территории, в любое время суток, независимо от погодных условий”. Оба этих Tier’а предназначены для длительных полетов на большие расстояния; разница между ними — в защищенности. Первый обеспечивает более точную разведку, но защищен от обнаружения и уничтожения в меньшей степени; второй оснащен полноценной системой “стелс” в ущерб разведывательным способностям. В рамках второго проекта был разработан “исключительно живучий” БСР Dark Wing, а в рамках первого — Global Hawk, считающийся одним из лучших беспилотных разведчиков на сегодняшний день. Испытания “Глобальных ястребов” начались в 1998 году, и с этого времени было проведено несколько десятков полетов. Наиболее впечатляющий из них — почти суточный перелет из Калифорнии в Австралию в апреле 2002 года, во время которого была детально обследована территория площадью более 100 тысяч квадратных километров. В полете Global Hawk может находиться до полутора суток, двигаясь со скоростью свыше 600 км/ч на высоте до 20 километров. Разведывательная аппаратура состоит из трех независимых систем: в нормальном режиме за день обследуется площадь до 138 тысяч квадратных километров (например, Северная Корея, Куба, Португалия или Мурманская область), точечный режим позволяет снимать предметы размером от 30 сантиметров, а радар — следить за движением объекта. Связь со штабом осуществляется как напрямую, так и через спутник, а все наземное оборудование размещается в мобильных контейнерах или трейлерах. В нашей стране до середины 80-х годов разрабатывались преимущественно стратегические разведчики. Первым тактическим БСР стала широко известная “Пчела”, созданная в НИИ “Кулон” и успешно применявшаяся в обеих чеченских войнах. “Пчелы” предназначены для наблюдения за театром боевых действий на расстоянии до 50 километров от линии фронта и на высоте до трех километров. На них можно установить либо обычную телевизионную камеру, либо инфракрасное оборудование. Особенно хорошо “Пчелы” проявили себя в сочетании с реактивными системами залпового огня “Смерч”. Впрочем, по сравнению с современными американскими аналогами, “Пчела” устарела не только технически, но и морально, поэтому в России ведутся разработки более совершенных тактических беспилотников. Помимо этого, в марте сего года появилась информация о том, что отечественные конструкторские бюро планируют разрабатывать БСР нового поколения совместно с французской фирмой Dassault Aviation. Судя по составу разработчиков (КБ имени Туполева, Яковлева и Сухого), это будет стратегический разведчик, хотя никакой подробной информации на момент написания статьи не имеется. Впрочем, не разведчиками едиными жива беспилотная авиация. Разведчики-беспилотники — хоть и значительная, но все-таки только часть обширного семейства дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА). В сущности, уже установка пары ракет на тот же Predator делает из беззубого разведчика довольно опасное оружие. В начале 90-х годов израильтяне, вдохновленные, очевидно, примером японских “божественных ветров” — камикадзе — разработали ДПЛА “Гарпия”. Этот аппарат длиной 2,5 метра предназначен для обнаружения и обезвреживания радиолокаторов. После старта с мобильной пусковой установки он выходит в район патрулирования и в случае обнаружения в нем источника радиолокационного излучения устремляется к нему и уничтожает вместе с собой. Если цели не найдется, “Гарпия” покружит в заданном районе и приземлится с помощью парашюта. О боевом применений этих ДПЛА пока ничего не известно, но контракты на их поставку подписаны с несколькими иностранными армиями. Впрочем, если радар противника нельзя уничтожить, ему можно основательно усложнить жизнь. Для этой цели пригодятся автоматические постановщики помех. В 1999 году в США прошли испытания такого беспилотного летательного аппарата под названием MALD. Этот ДПЛА может использоваться, например, в качестве пробника: будучи запущен в зону действия противовоздушной обороны противника, он активизирует системы ПРО, что выдаст их местоположение. Кроме того, MALD может выступать в роли ложных целей, что снизит вероятность поражения настоящих ракет и самолетов. Запуск этих ДПЛА производится с самолета, относительно низкая цена позволяет производить их в большом количестве, кроме того, два и более MALD’а могут взаимодействовать друг с другом. Но самые заслуженные из ДПЛА — беспилотные воздушные мишени, первые из которых появились еще в 1949 году. В наши дни это довольно сложные устройства, летающие на громадных для беспилотников скоростях (в четыре раза быстрее звука) и высотах (свыше 30 километров). Их основная цель — смоделировать ситуацию, максимально приближенную к боевой. Изменения в конструкции и программировании позволяют симулировать самые разные виды целей, что гораздо дешевле, нежели пускать в расход самолеты и ракеты. Вторая, если не первая по недоступности для человека среда — толща морских вод. Подводные лодки и батискафы встречаются в ней куда реже, чем самолеты и вертолеты в воздухе, а морские десанты по эффективности сравнимы с воздушными. Неудивительно, что и под водой нашлось место военным роботам — правда, в силу разрушительных свойств воды, их история куда короче и менее насыщена, чем история беспилотных летательных аппаратов. Подводная разведка может показаться весьма экзотическим видом рекогносцировки — если не учитывать, что флоту в американской военной доктрине уделяется не меньшее место, чем военно-воздушным силам. Расположение кораблей в гавани противника, местонахождение минных полей и заграждений, передвижения подводных лодок — все эти ценные сведения

Похожие статьи:




Hosted by uCoz